
Когда говорят о вещах из верблюжьей шерсти, многие сразу представляют себе что-то невероятно колючее, грубое и, честно говоря, не очень приятное к телу. Это, пожалуй, самый распространённый стереотип, с которым сталкиваешься в работе. Люди путают техническую, грубую шерсть с тем подшёрстком, который идёт на качественные изделия. На самом деле, всё упирается в тип волокна и его обработку. Тот самый пух, подшёрсток — он мягкий, лёгкий и обладает уникальными терморегулирующими свойствами. Но об этом чуть позже.
Не вся шерсть одинакова. Здесь важно понимать разницу между остью и пухом. Ость — это длинные, жёсткие волоски, которые защищают животное. Их используют для ковров, грубых тканей. А вот пух, тот самый нежный подшёрсток — это и есть ценность. Его вычёсывают в период линьки, и именно из него получаются те самые тёплые, но дышащие вещи. Часто на рынке под видом ?верблюжьей шерсти? продают смеси с овечьей или даже синтетикой, где процент пуха минимален. Отсюда и негативный опыт у покупателей — купил колючий свитер, и всё, больше не хочет слышать о верблюдах.
В контексте производства, например, у компании ООО Алашаньцзоци Царь Верблюдов Пуховые изделия, которая специализируется на вязаной одежде и двусторонних пальто, этот вопрос стоит остро. Их сайт camelking.ru позиционирует продукцию как изготовленную из отборного пуха. Но на деле, даже у таких узких специалистов, выбор сырья — это постоянный компромисс между стоимостью, доступностью и качеством. Идеальный пух — от монгольских или калмыцких бактрианов — не так просто достать в нужных объёмах.
Лично сталкивался с ситуацией, когда партия сырья, заявленная как 100% пух, при более детальном анализе показывала наличие ости. Не критично, но для тонких шалей или детской одежды это уже чувствуется. Пришлось перенаправлять эту шерсть на производство более плотных пледов или стёганых одеял, где жёсткость не так заметна. Это обычная рабочая практика — не выкидывать же материал.
Допустим, сырьё хорошее. Дальше — обработка. Здесь кроется ещё один пласт проблем. Чтобы пух стал пряжей, его нужно очистить, расчесать, возможно, смешать для прочности. Часто для облегчения прядения и удешевления процесса добавляют тонкую мериносовую шерсть. Это не плохо, если делается честно и сохраняются свойства. Но бывает, что переусердствуют с химической обработкой — чтобы убрать тот самый природный запах или придать блеск. После такой ?помывки? шерсть теряет часть своих натуральных ланолинов, которые и отвечают за ту самую терморегуляцию и гипоаллергенность.
В ассортименте Царь Верблюдов есть стёганые одеяла и пледы. Так вот, для одеял часто используют более короткое волокно, которое после стёжки меньше мигрирует. Но если пряжа была перегружена химией, такое одеяло со временем может начать больше электризоваться или хуже сохранять тепло. Проверяли на практике — сравнивали образцы пятилетней давности и новые. Разница в тактильных ощущениях и, что важнее, в сохранении формы после многочисленных стирок есть, и она заметна.
Ещё один момент — крашение. Натуральная верблюжья шерсть имеет тот самый благородный бежево-коричневый спектр. Когда видишь ярко-синий или красный шарф из ?верблюжьей шерсти?, стоит задаться вопросом. Глубокое крашение — агрессивный процесс, который может повредить структуру волокна. Компании, которые работают с классикой, как та же ООО Алашаньцзоци Царь Верблюдов Пуховые изделия, часто идут по пути натуральных оттенков, что, на мой взгляд, более честно по отношению к материалу.
Возьмём для примера их визитную карточку — двусторонние пальто из верблюжьей шерсти. Это сложнейшее изделие с точки зрения технологии. По сути, ты сшиваешь два тонких пальто в одно. И здесь критически важна плотность и качество полотна. Если ткань рыхлая или неравномерная, при носке может произойти смещение слоёв, появятся пузыри. Сам видел, как партию таких пальто пришлось возвращать в цех на переделку именно из-за этой проблемы.
Идея-то гениальная — два разных цвета, два варианта носки. Но вес! Качественное двустороннее пальто из плотной верблюжьей шерсти — оно тяжёлое. Не каждый покупатель готов к этому. Поэтому некоторые производители идут на хитрость, облегчая один из слоёв за счёт смеси с шёлком или кашемиром. Это уже не совсем то, но практично. На сайте camelking.ru в описании таких моделей, кстати, стоит обращать внимание на состав — он должен быть чётко указан для каждого слоя.
Шили мы как-то экспериментальную партию таких пальто с подкладкой из стёганого верблюжьего пуха. Звучало роскошно — двойное тепло. Но на выходе получилась практически дублёнка, неподъёмная и слишком тёплая для городских условий. Продали со скидкой как эксклюзив для походов. Урок: даже с лучшим материалом нужно чувствовать меру и предназначение вещи.
Вязаная одежда — это отдельная история. Многие думают, что свитер из верблюжьей шерсти должен быть толстым и массивным. А вот и нет. Из тонкой пуховой пряжи можно связать невероятно лёгкий, почти ажурный, но тёплый джемпер. Проблема в другом — такая вещь требует особого ухода и может растягиваться под собственным весом. Технология вязки и обработки готового изделия (так называемая финальная отделка, ванна) здесь решает всё.
Упомянутая компания в своём производстве делает ставку на вязаную шерстяную одежду. Из наблюдений: их модели часто имеют более плотную резинку по низу и манжетам, что логично для борьбы с деформацией. Но опять же, если пряжа была плохо скручена, даже это не спасёт. Хорошая пряжа для вязки имеет упругую, пружинистую структуру. Проверяется просто — сожми образец в руке и отпусти. Он должен быстро восстановить форму.
Был у нас казус с партией мужских джемперов. Связали из отличной пряжи, но при упаковке слишком туго сложили. Приехали к заказчику — вещи слегка деформированы, плечи вытянулись. Пришлось отпаривать каждую единицу. Теперь всегда инструктируем логистов. Мелочь? Нет, это именно те детали, которые формируют репутацию вещей из верблюжьей шерсти.
Плед из верблюжьей шерсти — казалось бы, что может быть проще? Выткал полотно и готово. Но именно в пледы часто идут остатки сырья, разная по тонине и длине пряжа. В результате плед может быть неравномерным по плотности, где-то теплее, где-то холоднее. Качественный плед должен иметь одинаковые характеристики по всей площади. Для проверки мы раньше просто накидывали его на плечи и ходили по прохладному цеху — холодные пятна сразу чувствуются.
Шали и шарфы — это показатель мастерства. Тонкая, лёгкая шаль, которая греет — высший пилотаж. Здесь нельзя спрятать недостатки за сложным кроем или подкладкой. Волокно должно быть идеальным, длинным, чтобы пряжа была прочной и не лохматилась. Видел шикарные образцы, которые через сезон носки теряли вид из-за обильного пиллинга. Причина — короткое волокно и слабая крутка пряжи. В описаниях на camelking.ru для шалей часто акцентируют ?тонкую работу? — это как раз об этом.
Сейчас много говорят о экологичности и этичности. Для меня как для практика этичность — это ещё и честность по отношению к материалу. Не пытаться выдать смесь за чистое волокно, не перегружать его химией ради сиюминутного эффекта мягкости. Настоящие вещи из верблюжьей шерсти — они живые, с характером, могут немного пахнуть ланолином (и это нормально), могут потребовать деликатного ухода. Но они служат годами, согревая не только телом, но и знанием, что это — продукт понимания природы материала, а не конвейерного маркетинга.