
Когда говорят ?вязаная шапка лицевыми?, многие сразу представляют что-то простое, чуть ли не базовое. Но это как раз тот случай, где простота обманчива. Лицевая гладь — она же платочная вязка — кажется элементарной: все ряды лицевые. Однако именно в этой кажущейся простоте кроются главные подводные камни для качества изделия, особенно если речь идет о шерсти, а не об акриле. Многие начинающие, да и некоторые опытные вязальщицы, недооценивают, как поведет себя полотно, связанное таким способом, в готовом изделии. Оно имеет свойство закручиваться по краям, требует очень внимательного расчета плотности вязки, и малейшая ошибка в подборе спиц или натяжении нити приводит либо к ?дубовому? полотну, либо к бесформенному мешку. Я сам через это прошел, когда только начинал работать с верблюжьей шерстью — материей капризной, но благодарной.
Итак, первое и главное: вязаная шапка лицевыми из чистой шерсти, особенно верблюжьей, — это история про усадку и форму. Полотно, связанное лицевыми, имеет более высокую плотность и меньшую эластичность по сравнению, скажем, с резинкой 2х2. Это значит, что при расчете количества петель на объем головы нужно закладывать не только стандартные сантиметры, но и коэффициент последующего ?уплотнения? после первой же стирки или даже просто носки. Я помню, как одна из первых партий шапок для ООО Алашаньцзоци Царь Верблюдов Пуховые изделия у меня села после ВТО (влажно-тепловой обработки) почти на полтора размера. Пришлось переснимать мерки с манекенов и полностью пересчитать технологические карты. Сайт компании, https://www.camelking.ru, кстати, теперь акцентирует, что их изделия проходят предварительную усадку, но для вязальщика-производителя этот этап — святое дело, которое нельзя пускать на самотек.
Второй момент — кромка. При вязке лицевыми по кругу проблемы нет, но если шапка вяжется прямым полотном с последующим сшиванием, края будут неизбежно закручиваться внутрь. Это можно использовать как дизайнерский ход, сделав двойной отворот, но если нужен четкий ровный край — без планки, связанной другой вязкой (например, той же резинкой или изнаночной гладью), не обойтись. На производстве мы часто комбинируем: основное полотно шапки — лицевая гладь для ровной, благородной фактуры, а нижняя широкая манжета — эластичная резинка. Это и практично, и эстетично.
И третий нюанс, о котором редко пишут в блогах для рукодельниц, но который критически важен в промышленном производстве — это выбор пряжи. Для вязаной шапки лицевыми идеально подходит ровная, крученая пряжа средней толщины. Слишком тонкая будет просвечивать и выглядеть бедно, слишком толстая и рыхлая даст неровное, ?шишковатое? полотно. Верблюжья шерсть, с которой работает ?Царь Верблюдов?, — материал идеальный. Она теплая, легкая, хорошо держит форму именно в лицевой глади, подчеркивая благородный блеск и природный цвет волокна. Но она требует определенного навыка в работе — не любит резких рывков, рвется при слишком тугом вязании.
Переходя к практике. Наш цех работает как на ручных вязальных машинах, так и имеет участок ручного вязания для мелких партий или сложных моделей. Для шапки, связанной лицевыми, чаще всего используется плосковязальная машина. Казалось бы, выставил программу и пошел. Ан нет. Главная задача — добиться абсолютно одинакового натяжения нити по всему полотну. Малейший перекос в натяжении — и на готовой шапке, особенно однотонной, будут видны полосы разной плотности, так называемый ?эффект люстр?. Это брак. Борьба с этим — постоянная настройка и калибровка оборудования, а также отбор пряжи из одной партии красителя.
Еще один практический совет, который вынесен горьким опытом: никогда не стоит экономить на этапе ВТО для таких изделий. Связанное полотно нужно обязательно постирать, аккуратно отжать, не выкручивая, и высушить на шаблоне-болванке, точно соответствующем нужному размеру. Только так вязаная шапка лицевыми приобретет свою окончательную, стабильную форму и мягкость. Если пропустить этот этап, покупатель после первой же стирки получит совершенно другой размер и фактуру, что гарантирует возврат. Мы для своих шапок из верблюжьей шерсти используем деревянные болванки, которые немного больше расчетного размера — с учетом последующей незначительной усадки при домашнем уходе.
И о соединении. Если шапка не цельновязаная, а имеет шов (например, сзади), то сшивать нужно той же нитью, но особым трикотажным швом, чтобы он был эластичным и незаметным. Грубый шов будет натирать лоб и испортит все впечатление от дорогой пряжи. Мы долго подбирали оптимальный метод и остановились на специальном плоском потайном шве, который выполняется вручную на уже отпаренном изделии.
Расскажу о паре классических ошибок. Первая — игнорирование пробы. Связал небольшой образец 10х10 см, обработал его так, как планируешь обрабатывать готовое изделие (постирал, отпарил), и только потом считаешь плотность. Многие, особенно при работе на заказ в спешке, пренебрегают этим, полагаясь на данные с этикетки пряжи. А потом — сюрприз. С верблюжьей шерстью это особенно актуально, так как разные партии, даже от одного поставщика, могут вести себя немного по-разному.
Вторая ошибка — неправильный выбор спиц или игл машины. Для лицевой глади из верблюжьей шерсти я бы рекомендовал брать инструмент на полразмера-размер больше, чем рекомендуется для данной толщины пряжи. Это сделает полотно более воздушным, мягким и теплым. Плотное вязание ?в обтяжку? убьет все достоинства материала — шапка будет колючей и холодной, как это ни парадоксально. На сайте ООО Алашаньцзоци Царь Верблюдов Пуховые изделия в описании продукции всегда указывается, что вязка выполнена с сохранением воздушной прослойки — это как раз про то, о чем я говорю.
И третье — дизайн. Лицевая гладь прекрасна сама по себе, но это идеальный фон для экспериментов с цветом. Простая шапка лицевыми, но из меланжевой пряжи или с градиентным переходом — уже хищ. Мы как-то делали партию для компании из пряжи с добавлением тонкой шелковой нити — игра света на ровной поверхности лицевой глади была потрясающей. Но тут важно не переборщить: слишком сложная нить может ?забить? саму фактуру вязки.
Поскольку речь зашла о конкретном производителе, стоит остановиться на материале. Специализация camelking.ru — изделия из верблюжьей шерсти, и это неспроста. Для вязаной шапки лицевыми это, на мой взгляд, один из лучших материалов. Почему? Во-первых, полотно получается очень ровным и гладким, лицевая сторона идеально проявляет мягкий благородный блеск волокна. Во-вторых, верблюжья шерсть гипоаллергенна и отлично регулирует температуру — в такой шапке не будет жарко в помещении и холодно на улице. В-третьих, она легкая. Шапка из толстой верблюжьей пряжи весит значительно меньше, чем аналогичная из овечьей, и не давит на голову.
Но есть и сложности. Верблюжья шерсть более ломкая, чем овечья, требует аккуратного обращения при вязке и особенно при сшивании. Она не любит высоких температур и агрессивной механической стирки — об этом мы всегда предупреждаем клиентов на ярлычках. Зато при правильном уходе изделие служит десятилетиями, лишь становясь мягче. В ассортименте ?Царя Верблюдов? есть и двусторонние пальто, и пледы, но именно шапки, связанные лицевой гладью, — это та базовая вещь, которая лучше всего демонстрирует качество самой пряжи, без отвлекающих факторов сложного узора.
При вязке мы стараемся использовать пряжу, где ворс не очень длинный. Слишком мохнатая нить в лицевой глади может скатываться, образуя катышки на поверхности. Оптимально — тонкая, плотно скрученная нить из подшерстка (пуха) верблюда. Она и теплее, и фактура получается идеально ровной, бархатистой.
В общем, если резюмировать мой опыт, то вязаная шапка лицевыми — это не уровень ?новичок?, а скорее уровень ?понимающий?. Это тест на качество пряжи, точность расчета и чистоту технологии. Когда видишь такую шапку на полке, кажется, что в ней нет ничего особенного. Но когда начинаешь ее создавать, осознаешь, сколько нюансов нужно учесть, чтобы получилась не просто теплая вещь, а качественный, долговечный и красивый аксессуар. Именно поэтому в работе с такими партнерами, как ООО Алашаньцзоци Царь Верблюдов, для нас это всегда вызов — сделать максимально простое изделие так, чтобы в его простоте чувствовалось мастерство и качество материала. И кажется, получается. По крайней мере, возвратов и рекламаций на классические шапки лицевой гладью у нас почти нет. А это главный показатель.
Возможно, стоит попробовать в следующем сезоне сделать такую же модель, но с небольшой текстурной вставкой у лба... Или оставить как есть. Иногда лучшее — враг хорошего. Надо подумать.