
Когда слышишь ?мягкий кашемировый свитер?, сразу представляется что-то невесомое, струящееся, почти воздушное. Но в этом и кроется первый профессиональный подвох: мягкость — понятие субъективное. Для кого-то это — деликатная пушистость, для другого — плотное, но податливое полотно. Часто клиенты приходят с запросом на ?самый мягкий?, даже не подозревая, что иногда за этой мягкостью стоит не качество длинного волокна кашемира, а интенсивная химическая обработка или добавление синтетики для придания той самой тактильной нежности. Вот с этого и начну.
Практика показывает: идеальный мягкий кашемировый свитер рождается из баланса. Баланса между длиной волокна (чем длиннее, тем прочнее и меньше пилингуется) и его тонкостью (микрометры решают всё). Но длинное и тонкое волокно — дорого. И здесь многие производители, особенно в масс-маркете, идут на компромисс. Добавляют меринос для упругости или даже вискозу для блеска и веса. Свитер на ощупь может быть приятным, но через два сезона он покроется катышками или потеряет форму. Настоящая мягкость кашемира — она другая. Она не кричащая, а сдержанная. Как у тех образцов, что мы когда-то заказывали у монгольских поставщиков для тестов. Там мягкость чувствовалась не сразу при касании, а через секунду — когда тепло тела начинало взаимодействовать с тканью.
У нас в работе был кейс с одной партией из Китая. Заявлен 100% кашемир, образцы — нежные, как пух. Но при детальном анализе волокна и после контрольной стирки открылась правда: силиконовая обработка. Она давала мгновенный эффект ?плюша?, но после первой же профессиональной чистки свитер становился жестковатым и терял объем. Пришлось от партии отказаться, хотя по цене она была очень соблазнительной. Это тот случай, когда тактильный обман дорого обходится репутации.
Поэтому теперь для нашего ассортимента мы ищем поставщиков, которые работают с сырьем из Внутренней Монголии или Афганистана, где козья порода и климат дают то самое уравновешенное волокно. Но и это не гарантия. Важна еще пряжа — крутка. Слишком слабая крутка — свитер будет мягким, но быстро вытянется. Слишком сильная — получится жестковато, зато долговечно. Идеал где-то посередине, и его каждый раз приходится выверять практически, на ощупь и по опыту носки.
Работая с ООО Алашаньцзоци Царь Верблюдов Пуховые изделия, я много времени уделил изучению верблюжьей шерсти. И провел для себя неочевидную параллель. Кашемир — подшерсток горной козы, а пух верблюда — тоже подшерсток, только двугорбого. И там, и там — принцип терморегуляции. Но если в кашемире мы ценим утонченную легкость, то в верблюжьем пухе — его полую структуру, которая дает невероятную легкость при сохранении тепла. Иногда клиенты спрашивают: что теплее? Вопрос некорректный. Тепло — разное. Кашемировый свитер греет как вторая кожа, мягко, без объема. Верблюжий пух, даже в тонком пледе (как те, что представлены на camelking.ru), согревает за счет воздушных камер, он более ?активный? в плане термоизоляции.
На сайте компании видно их специализацию: двусторонние пальто, стеганые одеяла, пледы. Это логично для верблюжьего пуха — материал для объемных, конструктивных вещей. Но я всегда задумывался: а почему бы не попробовать тонкую пряжу из отборного верблюжьего пуха для вязания? Нечто среднее между кашемиром и классической верблюжьей шерстью. Мы пробовали делать образцы. Получилась интересная, чуть ворсистая нить, очень теплая, но... не такая пластичная, как кашемир. Для свитера с четкой структурой (косы, араны) не подошла — изделие получалось грубоватым. Зато для простого loose-fit свитера оверсайз — вышло отлично. Это к вопросу о том, что материал диктует форму. С кашемиром такая же история.
Кстати, их двусторонние пальто — отличный пример работы с натуральным материалом без оглядки на сиюминутные тренды ?сверхмягкости?. Там важна структура, долговечность, функциональность. Это другой подход, более утилитарный. И он, если честно, иногда здорово отрезвляет в погоне за абсолютной нежностью кашемира, заставляя вспомнить, что одежда все-таки должна служить.
Один из самых распространенных промахов при выборе или заказе мягкого кашемирового свитера — непонимание роли плотности. Мягкий — не значит рыхлый. Идеальный свитер должен быть плотным настолько, чтобы сохранять форму, но при этом не быть ?доской?. Это достигается калибром машины (чаще всего 12-го или 7-го калибра для тонкого кашемира) и качеством самой пряжи. Слишком рыхлое вязание (низкая плотность) даст эффект пушистости, но такой свитер быстро деформируется на локтях и по низу. Видел такое у многих бренов средней руки.
У нас была неудачная попытка сэкономить на производстве, выбрав фабрику с более простым оборудованием. Они связали свитер из хорошей пряжи, но на машине с неправильной настройкой натяжения. Результат? Полотно было неровным, на свету виднелись участки с разной плотностью. И самое главное — обещанная мягкость была ?пятнистой?. Где-то ткань проминалась слишком легко, где-то сопротивлялась. Пришлось партию утилизировать. Вывод: мягкость должна быть равномерной по всей площади изделия. Это технический показатель, а не просто маркетинговая фишка.
Сейчас мы перед запуском новой модели всегда просим сделать контрольный образец и тестируем его буквально на разрыв — тянем полотно в разные стороны, смотрим, как оно возвращается в форму. Если после деформации остаются заломы или оно тянется безвозвратно — это брак по плотности. Настоящий качественный кашемир должен быть упругим.
Вот что выдает дилетанта в разговоре о кашемире: фраза ?он не должен садиться?. Должен. Настоящий кашемир, особенно в первый раз, после стирки дает легкую усадку — это естественный процесс. Весь вопрос в том, насколько и как с этим работать. Если свитер сел на два размера и стал войлочным — это плохая пряжа или агрессивная стирка. Если же он слегка уплотнился (на 3-5%), стал чуть более собранным и теплым — это норма. Это та самая ?посадка по фигуре?, о которой редко пишут в инструкциях.
Я всегда советую клиентам после покупки дать свитеру ?отдохнуть? день-два на вешалке, а первую стирку провести вручную в прохладной воде со специальным средством. Не выкручивать, а промакивать полотенцем. И сушить в горизонтальном положении, придав форму. Да, это хлопотно. Но это единственный способ сохранить ту самую первоначальную мягкость и форму на годы. Видел, как после неправильной сушки (на батарее, например) даже самый дорогой свитер превращался в жесткую тряпку. Жалко.
Интересно, что у ООО Алашаньцзоци Царь Верблюдов Пуховые изделия в рекомендациях по уходу за их пледами и одеялами из верблюжьей шерсти схожий принцип: бережная ручная стирка и аккуратная сушка. Это общее правило для всех деликатных натуральных материалов. Производитель, который детально прописывает эти нюансы (как на их сайте в описаниях продуктов), обычно уверен в своем сырье. Те, кто пишет ?химчистка? и ничего более, часто просто страхуются.
Так что же такое в итоге хороший мягкий кашемировый свитер? Это не просто кусок связанной пряжи. Это система: от выбора длинного и тонкого волокна, через правильную крутку пряжи, точную настройку вязального оборудования, продуманный крой (петли по горловине должны быть укреплены, но не грубы) и заканчивая честной инструкцией по уходу. Если выпадает одно звено — идеал не достигается.
Сейчас на рынке много шума. Кто-то делает акцент на ?двойном кашемире? (2-ply), кто-то на ?монгольском происхождении?. Но, по моему опыту, лучший показатель — это как свитер ведет себя во времени. После 30-40 носок и нескольких стирок он должен стать еще приятнее, мягче, как бы ?обжиться?. Если он за это время растянулся, покрылся катышками или полинял — перед вами был не тот продукт.
Возвращаясь к началу: мягкость — не самоцель. Это свойство, которое должно существовать в балансе с прочностью, формоустойчивостью и долговечностью. И когда находишь тот самый баланс — получаешь не просто свитер, а вещь, которая с каждым годом становится только ценнее. И ради этого, пожалуй, стоит разбираться во всех этих технических тонкостях, которые я тут набросал.